Правосудие вверх тормашками

17/12/2008

В конце минувшей недели под перевернутым вверх ногами государственным флагом судья Московского района Ольга Гусакова вынесла решение по жалобе вдовы насильственно похищенного телеоператора ОРТ Дмитрия Завадского.

Жалоба

Светлана Завадская обжалует решение заместителя председателя Мингорисполкома Михаила Титенкова от 30 июня 2008 года, запретившего пикет 7 июля 2008 года в годовщину исчезновения Дмитрия Завадского.

"18 июня 2008 года Светланой Завадской было подано заявление в Мингорисполком с просьбой дать разрешение на проведение пикета 7 июля 2008 года в годовщину исчезновения Дмитрия Завадского, — написано в жалобе. — Светлана Завадская выступила организатором пикета, взяв на себя соответствующие обязательства. Цель пикета — привлечение внимания общественности к требованиям о реальном расследовании дел о пропавших публичных людях в Беларуси, а также к требованию принятия и ратификации Республикой Беларусь Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Место проведения пикета — площадь Свободы в городе Минске (на площадке около городской ратуши). Время начала пикета: 19.00. Время окончания пикета: 20.00. Планируемое количество участников — до 50 человек".

2 июля 2008 года С.Завадская получила письмо за подписью зампреда Мингорисполкома М.Титенкова о запрете акции.

"Проведение пикетирования с общим количеством участников до 50 чел. на площадке возле здания Минской городской ратуши будет создавать помехи для пешеходного и транспортного движения в районе домов, тротуаров и улиц, прилегающих к зданию Минской городской ратуши", — написал Титенков.

Протест

Светлана Завадская сочла отказ Мингорисполкома "неправомерным" и "ущемляющим право на мирные собрания".

"Невозможно представить себе акцию протеста в городе, которая, как минимум, не мешала бы пешеходам, — говорит Светлана Завадская. — Это естественные неудобства, которые сопровождают любую акцию протеста. Запрещение пикета на том основании, что он будет мешать пешеходному движению, — явный произвол по отношению к гражданам, выражающим свое мнение. Что касается обоснования, что пикет будет создавать помехи для транспортного движения — это фантазия (предположения, ни на чем не основанные) заместителя председателя горисполкома".

Светлана Завадская требовала, чтобы суд отменил незаконное решение Титенкова и обязал Мингорисполком разрешить проведение пикета.

Суд

Мингорисполком на суде представляли начальник отдела общественно-массовых мероприятий управления идеологической работы Эдуард Томильчик и еще одна дама, которая почти весь процесс просидела молча.

Стоит отметить, что, приводя свои доводы суду, Эдуард Томильчик несколько раз упомянул о репутации заявительницы пикета: дескать, Светлана Завадская не раз участвовала в массовых мероприятиях, в том числе несанкционированных акциях, и у нее случались инциденты с представителями органов внутренних дел…

"Мы уже не первый раз встречаемся с господином Томильчиком в суде, — комментирует Светлана Завадская. — На одном из судебных заседаний я объяснила этому чиновнику, что мой "инцидент с правоохранительными органами" заключался в том, что сотрудники ОМОНа превысили свои полномочия, и один из них во время акции на Октябрьской площади нанес мне удар в лицо. Я обратилась в прокуратуру. Омоновцы пытались доказать, что это я на них напала. Но в итоге суд не привлек к ответственности ни меня, ни их. Я не понимаю, зачем Томильчик акцентирует внимание на тех вещах, которые не относятся к делу. Моя репутация не может быть поводом для отказа в проведении санкционированного пикета. Я бы посмотрела, как действовал бы этот чиновник, если бы у него пропал кто-то из родных”.

Судья Ольга Гусакова решила, что Титенков не нарушил закон, запретив пикет. Поэтому жалоба Светланы Завадской оставлена без удовлетворения.

Надежда

Светлана Завадская намерена обжаловать решение судьи Гусаковой в вышестоящей инстанции.

"Я считаю, что решение Мингорисполкома незаконно и что закон о массовых мероприятиях противоречит Конституции, которая гарантирует гражданам Беларуси право на мирные собрания, — говорит Светлана Завадская. — А закон о массовых мероприятиях предоставляет чиновникам возможность выносить отказы по совершенно надуманным причинам. Мне хотелось бы прекратить в Беларуси практику запрещения мирных акций. Но, к сожалению, наши суды как были зависимыми от власти, так и остаются. Добиться справедливости очень сложно, но я не теряю надежды. Если понадобится, то буду обращаться в Комитет по правам человека ООН…"

КСТАТИ

Согласно Уголовному кодексу, надругательство над государственными символами наказывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…

Иск от имени Ирины и Валерии Красовских зарегистрирован в ООН

Управление Верховного комиссара по правам человека ООН уведомило Ирину и Валерию Красовских о том, что 16 ноября 2008 года иск от их имени был зарегистрирован в Комитете по правам человека ООН и его копия была отправлена ответчику — государству Беларусь.

Иск Красовских был подготовлен нидерландской адвокатской конторой; он состоит из ста пунктов, к нему приложено 25 документов общим объемом более тысячи страниц. Ирина и Валерия Красовские призывают государство Беларусь:

— немедленно допросить подозреваемых в причастности к насильственному исчезновению Анатолия Красовского, названных в специальном Меморандуме депутата Парламентской ассамблеи Совета Европы Христоса Пургуридеса;

— удовлетворить многочисленные просьбы членов семьи Анатолия Красовского и международного сообщества провести тщательное открытое расследование исчезновения Анатолия Красовского;

— идентифицировать и указать место захоронения Анатолия Красовского;

— компенсировать жертвам насильственного исчезновения Анатолия Красовского моральный и материальный ущерб.

Иск подан в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, который является последним и практически единственным международным документом, подписанным Беларусью и обязывающим ее нести ответственность за преступления против собственных граждан.

Как сообщает пресс-служба гражданской инициативы "Мы помним" ciwr.org, государство Беларусь имеет в своем распоряжении 6 месяцев, чтобы отреагировать на иск Ирины и Валерии Красовских. По истечении этого срока оно будет вынуждено ответить на все пункты иска и/или признать себя виновным и, следовательно, удовлетворить требования жертв.