Как известно, одной из 12 рекомендаций Евросоюза Беларуси является «проведение надлежащего независимого расследования или пересмотр случаев исчезновения граждан». 30 октября родственники похищенных в Беларуси оппозиционеров Зинаида Гончар, Ирина Красовская, Светлана Завадская, Ольга Завадская, а также их юридические представители Гарри Погоняйло и Олег Волчек передали Генеральному прокурору Беларуси документ, основанный на результатах общественного расследования этих громких дел.
«Ходатайство и обвинительный акт мы отнесли в Генеральную прокуратуру еще 30 октября. Ответа до сих пор не получили. В ходатайстве изложена просьба о том, чтобы факты, изложенные в данных документах, были внимательно изучены прокуратурой и нашли решение в пределах компетенции Генеральной прокуратуры. Подождем месяц, а затем будем решать проблему, почему прокуратура играет с нами в прятки. Сегодня мы разослали полное содержание обвинительного заключения в прессу. Это наше последнее обращение в Генеральную прокуратуру на национальном уровне. После этого мы перейдем на стадию реализации международных механизмов для разрешения проблемы исчезнувших», — сообщил пресс-центру Хартии’97 юридический представитель семьи Завадских Гарри Погоняйло.
По словам юриста, данные документы — это предварительное заключение общественного расследования. «Это документ на 28 листах печатного текста и в нем излагаются события и доказательства, которые дают нам основания подозревать в причастности к этим преступлениям высокопоставленных белорусских чиновников. В данном документе мы обобщили все действия, которые совершили за годы так называемого расследования дел об исчезновениях. Еще в января 2003 года мы обращались в КГБ Беларуси с заявлением от имени потерпевших и их юридических представителей о возбуждении против Наумова, Шеймана, Павличенко, Сивакова уголовного дела по статье «преступления против человечества». Нам до сих пор не сообщили о результатах, принятых по этому заявлению. По истечении месячного срока мы обратились в суд Центрального района по обжалования бездействия органов, ведущих процесс. Суд отказал в возбуждении такой судебной процедуры, сославшись на неподведомственность суду. Мы полагаем, что решение принято заведомо неправосудное. Мы обжаловали решение в городском суде, затем в Верховном, но постановление судьи оставлено в силе», — отмечает юрист.
«Это было последнее наше обращение в прокуратуру на национальном уровне. Все остальные наши действия будут направлены на то, чтобы искать возможности разрешения этого дела в европейских судах. Я не надеюсь, что в Беларуси что-то раскроется. Не могу утверждать, но слишком много фактов, которые свидетельствуют о том, что высокопоставленным белорусским лицам все известно, но они не собираются давать нам ответы», — заявила пресс-центру Хартии’97 мать пропавшего журналиста Ольга Завадская.
Правозащитники считают появление подобного документа очень важным. «Это обобщающая работа. Ее авторы очень много сделали, чтобы пролить свет на то, что произошло в 1999-2000 годах. Это очень важно, потому что власти так и не дали ответа, куда исчезли Гончар, Захаренко, Красовский, Завадский. Мы так и не знаем виновных, а европейское сообщество небезосновательно подозревает в причастности к этим исчезновениям высокопоставленных белорусских чиновников. Поэтому наша задача — распространять этот документ. Мы надеемся, что узнаем правду и дождемся справедливого суда», — заявил в интервью пресс-центру Хартии’97 известный правозащитник Валентин Стефанович.
Хартия’97