16 сентября, в четырнадцатую годовщину исчезновения Анатолия Красовского и Виктора Гончара, в Эйндховене (Нидерланды) состоялась церемония почтения памяти насильственно исчезнувших белорусов. На церемонии присутствовали Ирина, Ксения и Валерия Красовские и Светлана Завадская.
В шестой раз Эйндховен отметил трагическую дату 16 сентября акцией памяти. Акции традиционно проходят у деревьев, посаженных в центре города в 2008 году в память о Юрии Захаренко, Викторе Гончаре, Анатолии Красовском и Дмитрии Завадском.
Супруга насильственно исчезнувшего 16 сентября 1999 года Анатолия Красовского Ирина Красовская первой выступила с речью. В своей речи Ирина Красовская говорила о том, что время летит быстро, но боль от потери близких не меркнет. Неопределенность делает боль незаживающей. Ирина Красовская сказала, что случаи исчезновений четырех выдающихся белорусов до сих пор не расследуются белорусскими властями. Беларусь до сих пор не дала вменяемого ответа на многочисленные резолюции и решения Комитета по правам человека ООН, Межпарламентской Ассамблеи, Парламентской Ассамблеи Европейского Союза и прочих организаций, которые поднимали и продолжают поднимать вопрос насильственных исчезновений. Беларусь поставила себя вне закона: высшие должностные лица страны подозреваются в причастности к похищениям и жестоким убийствам Юрия Захаренко, Виктора Гончаре, Анатолия Красовском, Дмитрия Завадском, однако не предпринято ни малейшего усилия для привлечения их к ответственности. Права жертв насильственных исчезновений грубо нарушаются. Белорусский режим должен осознавать, что к насильственным исчезновениям не применим ни срок давности, ни амнистия. Свою речь Ирина Красовская закончила очень трогательно: «Каждый год 16 сентября мы приезжаем к этим дубам и видим, как они меняются — становятся сильнее и прекраснее. Не меняются только наши близкие, которых мы потеряли в неизвестности — мы помни их молодыми, яркими и полными надежд на свободную, независимую Беларусь.»
После Ирина Красовской слово взяла Светлана Завадская, которая впервые увидела живой мемориал в Эйндховене. «В Беларуси нет такого места, куда, мы, родные и близкие тех, кто был насильственно похищен и лишён жизни за свои убеждения, могли бы прийти почтить их память, — сказала Светлана Завадская. — Всё что нам остается — это стоять с портретами наших близких, молча напоминая белорусским властям о том, что преступники до сих пор на свободе, и мы ждём правосудия. Подобные акции, безжалостно подавляются. За то, что ты стоишь с портретом, тебя могут кинуть за решётку, подвергнуть избиению и унижению. Власть боится любых напоминаний о похищенных. Сегодня можно сказать с уверенностью, что белорусские власти не только не проводят реального расследования четырёх случаев исчезновений, но всячески препятствуют проведению такого расследования… Вот уже пять лет существует место, где мы можем почтить память наших любимых и близких. А если есть такое место, то есть и вера в то, что как бы белорусские власти ни препятствовали свершению правосудия, мы обязательно дождёмся того дня, когда виновные ответят за жестокие преступления.»
Представитель муниципальных властей Мари-Анн Схреурс произнесла очень эмоциональную речь, которая тронула присутствующих до слез. С речью выступила также представитель Международной Амнистии Кристи Мидема, она посвятила свое выступление белорусским политическим заключенным. Представитель Федерации Нидерландских Профсоюзов (FNV) Вим Деккерс говорил о современной политической ситуации в Беларуси, в которой, к сожалению, не заметно никакого улучшения.
Нидерландская поэтесса Катарина Бур прочла стихотворение «Факел», которое она написала специально к этой дате.
Дочь Анатолия Красовского Валерия Красовского зачитала стихотворение белорусского поэта Виталя Рыжкова:
Час праз сваю педантычнасць нашмат мудрэйшы за памяць,
бо ўсё пакідае на ўласных месцах
і, як гаспадар кватэры, якую здымаеш, незадаволена паліць
і ў акно назірае, як лісце збягае па нябачных лесвіцах,
а потым, покуль срэбны відэлец ляціць на падлогу,
альбо жменя зямлі з далоні ляціць на чыюсь труну,
час, як кот, скруціўшыся ў кола,
падоўгу вядзе на сцяне пакоя курну.
І лісце цяпер ірве свае зжаўцелыя пупавіны;
і, здаецца, нішто не нервуе настолькі ў жыцці,
як адчуванне, што нехта вось-вось з’явіцца павінны,
а нехта сысці.
Перевод стихотворения на голландский язык зачитал нидерландский поэт Лео Месман. Лео Месман также традиционно прочел свое стихотворение «Четыре дерева», которое он посвятил Юрию Захаренко, Виктору Гончару, Анатолию Красовскому и Дмитрию Завадскому в 2008 году и которое выгравировано на памятном столбе у деревьев, символизирующих исчезнувших белорусов.
В конце мероприятия присутствующие запустили в небо белые воздушные шары.
После торжественной части в ратуше прошел прием в честь родственников исчезнувших белорусов. Во время приема Мартин Фоорбей представил присутствующим проект путешествующего театра «Покажи свою надежду», в котором задействованы художники из разных стран, в том числе и из Беларуси, вынужденные жить в эмиграции.
Все пришедшие на мероприятие получили памятный сувенир — буклет со стихотворениями на белорусском, английском и голландском языках, написанных к Катариной Бур, Лео Месманом и Виталем Рыжковым.
Мероприятие было организовано Международной Амнистией, Федерацией Нидерландских Профсоюзов (FNV), Mission to Minsk и Мы помним.
На фото (сверху вниз):
Ирина Красовская («Мы помним»)
Светлана Завадская («Мы помним»)
Представитель муниципальных властей Мари-Анн Схреурс
Представитель FNV Вим Деккерс
Поэт Лео Месман
Поэтесса Катарина Бур
Участники акции памяти запускают белые шары
Мартин Фоорбей с проектом «Покажи свою надежду»