Следственный комитет отказался рассмотреть новые факты по делу убийства Юрия Захаренко

12/05/2017

7 мая 2017 года — восемнадцатая годовщина похищения и казни бывшего министра МВД Республики Беларусь полковника Юрия Захаренко. История обращения гражданина Беларуси ВиктораНикитенко к депутатам Национального собрания по этому поводу продолжилась в конце февраля. И к сегодняшнему моменту из 89 «народных представителей», получивших по депутатской почте текст, касающийся расследования резонансного преступления, ответили лишь… 4 человека.

Первой формально откликнулась Алена Анисим, депутат, занимающийся научной и культурной сферами в стране. Она посчитала себя некомпетентной в таких вопросах, как физическая ликвидация оппозиционного деятеля, некогда выступавшего в стенах ещё легитимного парламента с резкой критикой антиконституционных действий президента Лукашенко.

Вслед за Анисим проигнорировал конкретные вопросы и хронику событий из письменного обращения «народный депутат» Виктор Русак. При этом, отвечая на письмо, он говорит, что «Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство, где Конституция является главным, основным законом, на основе которого формируется вся система текущего законодательства…». Заканчивает парламентарий свою отписку словами: «Если Вам известны новые факты в отношении уголовного дела №110352 прошу обратиться в соответствующие органы».

Следующий депутат подошёл более серьёзно к изложенным Никитенко проблемам. Председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Валентин Михневич сообщил, что «Палата представителей национального собрания не уполномочена на осуществление контроля за ходом расследования уголовных дел, а также не наделена правом оценки действий государственных органов, должностных лиц и принятых ими решений по применению норм уголовно-процессуального законодательства». Под конец Михневич заключил, что обращение Виктора Никитенко оставлено без рассмотрения по существу и отправлено в Следственный комитет Беларуси.

Четвёртого «избранника», который исправно получает немалую зарплату из госбюджета, и вовсе не озаботил 26-страничный документ белорусского гражданина и публициста. В отличие от своих коллег — Русака, Анисим и Михневича — депутат Галина Филиппович ограничилась лишь одним предложением, высказав радикально иную точку зрения касательно письма Никитенко: «По вашему обращению информирую, что в соответствии со ст. 110 Конституции Республики Беларусь вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону».

Несмотря на то, что Следственный комитет в полном объёме получил по почте новые материалы по уголовному делу №110352, работники государственной инстанции отказались изучить изложенные там факты и принять необходимые меры, согласно закону… и элементарным принципам морали. В официальном ответе представитель центрального аппарата Юрий Варавко сослался на то, что Виктор Никитенко «не является участником уголовного процесса, а также лицом, чьи интересы затрагивают проводимые по нему процессуальные действия и решения». Иными словами, СК РБ заблокировал рассмотрение фактов, способных помочь ходу расследования, а значит, привлечь к суду заказчика и убийцу Юрия Захаренко.

При этом на официальном сайте Следственного комитета активно пропагандируются призывы к гражданской активности по поиску злоумышленников и информированию о совершённых в республике преступлениях. Однако на практике выясняется, что такой подход — обычная показуха и не касается уголовных дел, где отрицательным образом фигурирует сама власть, а именно — бывшие сотрудники СОБРа, КГБ и Министерства внутренних дел. К слову, даже публичные заявления президента Беларуси Александра Лукашенко на тему поиска трупов не побуждают следственные органы к определённым действиям. Почему?

еакцию Следственного комитета по поводу Юрия Захаренко прокомментировал Олег Алкаев, экс-начальник СИЗО №1 и политбеженец, покинувший Беларусь после череды политических преступлений в 1999 и 2000-ых годах. «Думаю, что этого обращения вполне достаточно, чтобы, по крайней мере, пригласить Никитенко на допрос. Но видимо, этой темы очень боятся, потому и ответ обтекаемый. Думаю, что просьба президента с трибуны об оказании помощи в раскрытии этих дел поможет им отнестись к вопросу более серьёзно. Следствие должно хвататься за любую ниточку. Выходит, что они президента ни в грош не ставят. Зачем же он тогда сотрясал воздух?» — иронизирует Алкаев.

В небольшом видеоролике политэмигрант также обращает внимание на следующую деталь: на «Круглом столе» Лукашенко не поручил сидящим в зале силовикам разобраться в проблеме исчезновения оппозиционеров. Кроме того, Алкаев резко критикует слова зампредседателя Либерально-демократической партии Олега Гайдукевича, который в ходе недавнего интервью «Еврорадио» исказил факты относительно Юрия Захаренко, сказав в эфире, что этот офицер пропал без вести. «Захаренко не пропал, а убит! И Гайдукевич прекрасно это знает. Таким образом он решил просто прогнуться перед властью», — заявил Алкаев, комментируя фрагмент разговора Олега Гайдукевича с журналистом Дмитрием Лукашуком.

Напоследок отмечу, что у 21 депутата белорусской Палаты представителей, так называемых «проводников общества и слуг народа», в XXI веке попросту отсутствуют электронные почтовые ящики! А ещё у 6 членов этого же «парламента» адреса не принимают письма, то есть являются… недействительными. Каким образом граждане, не имеющие возможности явиться на официальный приём, отправляют свои обращения, делятся с депутатами проблемами, предложениями и отзывами о работе органов власти — большой… риторический… вопрос. Как и большим риторическим вопросом по-прежнему остаётся этот: кто и зачем убил Юрия Захаренко?!